Сегодня
библиотеки являются основной базой формирования национальной литературы.
Однако существующие фонды библиотек не соответствуют характеру потребностей населения в национальных книгах и это влияет на эффективность работы библиотеки. Начало
1990-х годов характеризовалось нарастающей волной интереса к проблемам национальной ментальности, самоидентификации, возрождения этнических
ценностей.
Вопросы
формирования фондов национальной литературы в библиотеках требует поиска новых путей для их совершенствования,
комплексного применения специализированных технологических форм по
разработке и использованию модели фонда, отбору печатных документов, их организации и
использования читателями.В этом вопросе каждая библиотека может внести свою лепту по формированию фонда национальной литературы. Мы с 1994 года работаем по выбранному направлению национальная литература и национальная культура, за это время наработан определенный стиль работы, изучены состав фонда и читателей. В этом году мы проводим опрос - анкетирование " Нам нужно изучать национальную литературу."
Цель опроса - целостное и всестороннее изучение фондов
национальной литературы в библиотеках с целью совершенствования их комплектования.
Для
достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать современное состояние фонда библиотеки национальной литературы
на нашем и примере других общедоступных библиотек
- определить
место национальной литературы в структуре фонда нашей библиотеки
- разработать методико-организационные основы развития фонда национальной литературы по доукомплектованию и учету.
Методика
исследования. В процессе исследования были применены
следующие социологические - анкетирование, специальные - методы статистического анализа
фондов, анализа библиотечной документации.
Материал об
отношении читателей к национальной литературе был собран с
помощью анкетирования и наблюдений. В ходе анкетирования были разосланы письма представителям национально культурных центров ГУ Дома Дружбы г. Уфы и читателей, для того, чтобы выявить:
- потребности в национальной литературе
- источники ее получения
- частота обращения к ней
- языковые возможности ее восприятия
- степень удовлетворенности соответствующими фондами в библиотеках.
- потребности в национальной литературе
- источники ее получения
- частота обращения к ней
- языковые возможности ее восприятия
- степень удовлетворенности соответствующими фондами в библиотеках.
Наблюдение
позволит исследовать поведение читателей в условиях открытого и абонементного доступа, частоту
обращения к национальной литературе. При необходимости уточнений с представителями национально-культурных центров и респондентов будут проводиться беседы.
Анализ данных будут проводиться методом математической статистики.
Опрос - анкетирование
Библиотека №8 «Дружбы народов» МБУ
ЦСМБ ГО г. Уфа
«Нам
нужно изучать национальную литературу!»
Обоснование
Национальная
литература не изучается ни в школах, ни
в Вузах. У нас многонациональная страна и у каждого народа есть
литературные шедевры, которые возвеличивают общечеловеческие ценности, о
которых мы должны знать. Эта анкета поможет нам
при комплектовании книжного фонда с учетом заинтересованности читателей.
1. Возраст___
2. Пол
___
3. Национальность
___
4. Образование; среднее, средне - специальное, высшее___
5. Какие
русские писатели, оказали влияние на
процесс формирования Вашей
личности?(Пожалуйста,
перечислите самые любимые)____
6. Какие
башкирские писатели, оказали влияние на процесс формирования Вашей
личности?(Пожалуйста,
перечислите самые любимые)___
7. Каких национальных писателей вы знаете, читали? (Пожалуйста,
перечислите самые любимые)___
8. В
каких произведениях из прочитанных Вами книг, наиболее ярко отражены
общечеловеческие ценности? (Пожалуйста, перечислите самые любимые произведения)
9. Сказки, каких народов вы знаете, читали? (Пожалуйста,
перечислите самые любимые)___
10. Как вы оцениваете знание своего родного языка, своей
национальной литературы? (Пожалуйста, подчеркните «хорошо, плохо, средне»)
11. Как вы считаете, нужно ли ввести в образовательную
программу, предмет «литература» национальные произведения, заслуживающие изучения? (Пожалуйста,
ответьте «да, нет»)
12.
Каких авторов национальной литературы вы бы
хотели прочитать?
13. Источники приобретения национальной литературы: а) библиотеки...б) магазины... в) другие...(пожалуйста, отметьте).
13. Источники приобретения национальной литературы: а) библиотеки...б) магазины... в) другие...(пожалуйста, отметьте).
13.
В век информационных достижений «Книга»,
так же остается самой нужной и безопасной, безвредной для всего человечества. Вы согласны? (Пожалуйста, ответьте
«да, нет»).
(Если для ответа место не хватит, дополняйте на обороте листа, №
вопроса и….»).
Краткий анализ опрос- анкетирования "Нам нужно изучать национальную литературу".
На опросе с 12 апреля по 24 апреля принимали участие представители 10 национально- культурных центров и читатели библиотеки, всего 22 респондента. Эта работа у нас будет продолжаться и дальше.
Главное мы получили ответы на основные интересующиеся вопросы. Неудивительно, что представители всех национальностей знают и читают классиков русской литературы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Куприна, на родном языке и в переводе читают Мустая Карима, Г. Тукая, , Л. Украинку, Т. Шевченко, Я. Ухсая, К. Иванова, Я. Ялкайне Расула Гамзатова, Ф. Алиеву, ...Знание родного языка, желание прикоснуться к книгам своего народа является необходимостью тем людям, которое проживают далеко от своей большой родины. И для всех "книга"- это символ знаний, и что она никогда не утратит свою значимость вопреки новым технологиям! Значит, пока живы библиотеки, "Книги и культура" не погибнут! Для нас библиотекарей - золотые слова!